Погоня за призраком
В прошлые годы значительная часть наших коллег получила знания о двух вещах:
1) ценовая война - это способ завоевать бОльшую долю рынка (желательно весь рынок);
2) завоевание бОльшей доли рынка есть правильно, хорошо и есть достойная (если не главная) цель в работе любой компании (это же влияет на капитализацию).
Этот бред распостранялся через книги Котлера, курсы, семинары и, даже, высшие учебные заведения.
Почти никто не учил завоёвывать место на рынке через развитие сервиса, глубину переработки, повышение качества товара, развитие собственной уникальности, позитивное взаимодействие со своими конкурентами. То есть тому, чем и как завоёвывают рынок в так называемых "развитых" странах.
Снижай цену и топчи окружающих. Потом покроешь убытки и нарастишь прибыль, когда затопчешь.
Тем забавнее было всегда наблюдать, как победитель в ценовой войне обнаруживал, что при попытке поднять цену он немедленно сталкивался с кучей новых конкурентов, которые при росте цен начинали расти как грибы со всех сторон. Или, что ещё хуже, в процессе ценовой войны атакующая компания оказывалась в кольце злобных карликов, которые научились выживать в этой рыночной пустыне с низкой маржинальностью.
И тогда в ход шли либо внеэкономические шаги против конкурентов (а на всех не напасёшься), либо полуэкономические шаги на грани или за гранью закона (контрабанда или иные ухищрения). Кому-то везло, кому-то нет. Но основной итог всех этих скачек - потеря ресурсов, прибыли, нервов. Хотя, кто же думает о нервах и ресурсах, когда начинает шахматную партию сразу с жертвы качества в надежде пересидеть конкурента на флажке.
Мы уже писали про дефляцию в промышленных товарах на нашем рынке. Самое интересное, что дефляция за прошедшие полгода никуда не делась, хотя ВСЕ (!!!) экономические показатели говорят о значительной инфляции.
Мы считаем возможным сделать следующие выводы:
1) дефляция в настоящее время является элементом ценовых войн (кто больше снизил цену, тот рассчитывает победить в ценовой войне), при том, что сама по себе дефляция есть признак острого промышленного спада;
2) наблюдаем попытки вести ценовые войны на рынках, которые неэластичны по цене. То есть снижение цен не даст никакого эффекта в продажах. Это застравляет задуматься о качестве управления;
3) ценовые войны на падающих рынках - это стандартная реакция на циклические спады. Если кто-то думает, что мы сейчас имеем дело с циклическим спадом, то ... это его проблемы;
4) настойчивость в ценовых войнах на падающих рынках ведёт к деградации качества предлагаемого товара. То есть к миграции "нормального рынка" в сторону "рынка некачественных товаров (отбросов)" и к потере репутации. Потеря репутации - процесс не одномоментный. Но если он начался, то остановить его сложно.
В этой статье мы не пытаемся никого учить. Тем более наших коллег - людей умных, образованных, закалённых, состоявшихся и прошедших все возможные кризисы за последние 20 лет. Мы просто высказываем своё мнение о тех процессах, которые мы наблюдаем.